воскресенье, 24 июля 2011 г.

Требуется харизма.

Пару недель назад прослушал аудиокнигу Антона Калабина "Требуется харизматичный руководитель. В поисках эффективной системы управления". 

Книга особенно интересна тем, что автор - как владелец собственного бизнеса (владелец и генеральный директор группы компаний «Камео»), так и бизнес-тренер(тренинговая компания «Школа харизматических лидеров»).
Знает, что нужно его собственному бизнесе + умеет это доходчиво изложить. Местами в книге идут отсылки к его собственному опыту, и тем граблям, на которые наступил он сам, что еще больше добавляет веры автору =)

Основная идея: все мы должны идти от "бюрократического" управления к "харизматическому" и рассказывается: как развивать свою харизму и как этим процессом управлять, и из чего вобще складывается харизма. 

Автор вобще провопоставляет "харизматическое" и "бюрократическое" управление.
Но я-то теперь ё, что идти то надо, но не всегда стоит затраченных усилий или возможно для всех сотрудников, кому-то суждено и легче остаться на уровне директивного стиля. И эти стили не разные концы баррикад, а просто часть пути. 

Но тем не менее постараюсь изложить, как я понял позицию автора, чтобы не включать взаимоисключающие параграфы в смысл книги) 

Первые главы они такие "вводные" дают понять причину, следствия и необходимость харизматичного управления:

Зачем нужно харизматическое управление ?
Книга начинается с описание того, как в лихие 90-е  кучка студентов-физиков чтобы заработать на хлеб с маслом начала торговать бреющими лезвиями Джилет, и c маленького лотка сначала превратилась в контейнер с продукцией, а позже и в самого крупного поставщика в России, как лезвий так и другой продукции.

В процессе этого роста росло и количество человек, и к моменту когда в фирме было 60 человек,  бывшие физики посчитали, что добавление еще 1го сотрудника приведет к уменьшению прибыли фирмы, т.е достигли потенциала роста, ограниченного возможностями основателей и организационной структурой. 

И решили эти добрые молодцы, что чтоб дальше расти надо весь процесс формализовать, чтобы каждый знал за что он отвечает и что и как должен делать) В кратце - не сработало, описание должностных обязанностей устаревали через два дня, и их уже надо было менять, вся фирма "мучалась" и в итоге продержались они в таком режиме всего полгода) 

Ну и пришли, к выводу что надо все таки "делегировать" и развиваться в сторону доверия и ответственности, а не в сторону бюрократизации.

Собственно создание своей бизнес школы для лидеров + издание этой книги решает личные, вполне конкретные вопросы автора и тем она и хороша)

Ну и дальше шло описание в чем суть и смысл харизматического управления, которое я опущу.

Почему об этом стоит рассказывать и почему стоит его развивать ?
Как только появились первые более-менее крупные сообщества людей, так появилось и управление в его базовом виде: еще в первых рабовладельческих сообществах использовался всем известный метод "кнута и пряника" оснований на использовании мотивации к животным потребностям: еда, крыша над головой, защита и прочее.
А то харизматическое управление требовалось ну разве, что при управлении "высшими" слоями общества: бароны, дворяне, жрецы, т.е. теми для кого низшие потребности были удовлетворены. 

Соответственно в доиндустриальную эпоху "харизматическое" управление являлось секретами высших эшелонов власти, дабы "снизов" не могли пробиться революционеры и подвинуть текущих монархов. 

В индустриальную эпоху появление машинерии и автоматизации ручного труда привела, как раз к рассвету "бюрокартического" менеджмента, т.к. он неплохо подходил для формализации производства заводов, и получилось "крути гайку - делай свою работу". 

Так бывает и сейчас:  некоторые до сих пор используют принципы "грибного" менеджмента (это - оставить в тени и кормите навозом - авось чего и вырастет), но уже в постиндустриальную эпоху методы бюрокартического управления работают все меньше и меньше: уже сейчас на пособие по безработице можно жить, лучше феодалов в средние века(по уровню комфорта), а все работы которые можно описать четким набором формальных инструкций свалить на машины и роботов.

Поэтому методы харизматического управления надо развивать, как в себе, так и в подчиненных и коллегах, а не "держать их в тени".

Классические задачи управления в разрезе бюрократического и харизматического управления.
Чистый менеджмент можно свести к некоторым классам работ: 
Определение цели: 
  • в бюрократическом методе - "задача"(есть четкая инструкция, как ее решать, и следование процессу - один из критериев успешности ее выполнения).
  • в харизматическом - "проблема"(надо проявить инициативу и найти лучший способ ее решения )).
Анализ:
  • в бюрократическом - чем детальнее расписана задача и все нужные шаги, тем лучше, анализ и жесткий контроль - дело руководства.
  • в харизматическом - надо дать критерии успешности решения задачи, а понять как ее решать - дело подчиненного.
Мотивация:
  • бюрократическое - материальное поощрение: процент продаж, штрафы, угрозы и т.д.
  • харизматическое - в идеале - самомотивация на решение интересной проблемы при удовлетворении материальных задач.
Получение власти(так же расписывал в майнд-мапе):
  • бюрократическое - "назначение",
  • харизматическое - делегирование + "выбор команды".
Распеределение ресурсов:
бюрократическое - вот тебе Х ресурсов на эту задачу, Y на эту и не смей потратить ни граммом больше
харизматическое - "вот твой пул ресурсов - постарайся сделать, как дешевле и лучше".

Найм персонала:
  • бюрократичесое - "идти в отдел кадров и закажи специалиста с требуемыми навыками",
  • харизматическое - "подбери себе в команду подходядего человека"
Обучение:
  • бюрократический - школьный подход, обязательный список курсов для посещения.
  • харизматический - университетский подход, решай как обучаться сам, только покажи результат обучения в конце "семестра". 


Дальше шли достаточно интересные рассуждения про теории ближнего круга (которая считает тебя своим лидером) и дальнего круга(тех, кто знает, что ты - где-то там лидер). Вобщем-то в ближнем круге из-за излишней харизмы могут возникнуть и негативные персонажи - "фанаты", которые теряют критичность из-за за слишком сильной веры в лидера, по отношению к ним надо например свою харизму занижать(показывать, что вы обычный человек, тоже делаете косяки и т.д.)

Достаточно интересно в этом плане рассматривается разбор некоторых управленческих структур, например Мафии, где все держится на харизме ее лидеров: 
Дон с высочайшей харизмой: 
У него есть серый кардинал - советник без харизмы, но принимающий многие решения и скрытый в тени и человек без харизмы, дабы не мог сместить босса.
Так же у него есть "личный" киллер, который тоже отстоит сбоку от структуры управления дабы, он не мог как личный приближенный босса поднять свою харизму до уровня босса.
И у него есть набор сержантов, "братьев", которые "равны" друг перед другом, и соответственно ни один из них не последует за "равным братом", коль скоро тот попытается устроить революцию, с этой же целью "киллер" - не входит в состав сержантов, дабы не приблизить кого-то из них чуть ближе чем остальных .

Компания, как единый организм.
Когда читаешь мемуары основателей компании, да и вон Слава Панкратов с Сашей Орловым продвигают идеи "вижена" и "миссии", или просто читаешь где-то наша миссия : "бал-бла продвигать, бла-бла-бла клиентам, бал-бла-бла во всей России\Мире" и думаешь: "Ну что это за херня! Чего она дает - Я не понимаю.".
Но по прочтению Калабина паззл сложился чуть понятне, миссия и вижн - это инструменты принятия решений и назначения цели. 
Фактически это очень высокоуровневый аналог принятых в программировании CodeStyle & Architecture(Ux/чо-угодн) Guidelines. 

И это приоритеты: сначала доля рынка, потом клиенты, и только потом может быть прибыль, или прибыли может вобще и не фигурировать в миссии. В ИТ guidelines тоже часто определяют приоритеты: поддерживаемость, тестируемость, удобство пользования. стабильность, и посмотрев на них можно выбрать лучшее из 2х-3х вариантов решений.

В общем-то когда компания совеместно выработала для себя это видение, тогда и начинается именно "компания", а не "организация" и всем понятно:  кто, что и зачем делает. И ценности компании "трассируются" на конкретные задачи и цели. 

Еще тут -же  упоминалось про корпоративную культуру, мифы, ритуалы и прочие штуки, но они не вызвали чувство "Эврика!" в голове) Хотя рассуждения были тоже интересные.


Дальше уже идет достаточная конкретика и расскажу, что зацепило: 

Усиление личной харизмы: Например, упоминается новая для меня мысль, что харизматический лидер - это архетип Отца - он сильный, здоровый уверенные, и заботиться о своих "детях". И личную харизму можно развивать создавая себе такой образ. 
В этом разрезе интересно выглядит образ женщины-лидера: она тоже должна соответствовать "отцу", а не "матери".


Усиление харизмы компании: 
Тут были проведены аналогии с личностью и приведена попытка провести аналогии с личной харизмой: назвали бы вы свою организацию: зрелой, спокойной, уверенной и заботливой. 
Или она глупая и неповоротливая ? 
Те же методы что применимы к человеку, применимы и к организации в целом.

Снижение личной и чужой харизмы: 
Черезчур харизмы - это иногда и плохо, я уже упоминал про "фанатов". Еще бывает в продажах можно выступить, как "ведущим" так и "ведомым" и мастер-продавец умеет отыгрывать обе роли. Приводяться опять же методы, как "позитивного" снижения харизмы - "да он такой же как мы, тоже человек а не супер-звезда" , так и негативного "да он - лох и его девушки не любят".

Стили управления: 
"Отец" - он тоже разный:
есть  отец - "командир - отец солдатам", 
а есть царь - "царь-батюшка".
И применяю один в работе, в жизни придется ему соответствовать царь-батюшка уже не может позволить себе выехать с коллегами поиграть в футбол или пообедать в столовой с рядовыми сотрудниками, а отец - запросто.
Царю необходим тронный зал, а отцу - достаточно рабочего кабинета, и т.д. 
В общем-то если был выбран 1 путь, то сменить его на переправе уже не получиться иначе это вызовет недоумение и придется ему следовать всю жизнь.

Итого:
Книжка жутко полезная, я с не во всем согласен внутренне, но то, что некоторые загадочные моменты она просветила - это жуткий плюс. Занес для себя в категорию "mustread". 
Кроме того она доступна в виде аудиокниги и ее можно слушать в "трее", хотя качество страдает - записать\выписать умную мысль некуда, или можно начать обдумывать мысль и пропустить часть книги.

вторник, 19 июля 2011 г.

Майндмапы по командообразованию и работе с персоналом.

В рамках само-развития и подтягивания недостающих скиллзов переодически посещаю тренинги вот и в конце июня-начале июля сходил на тренинг Дмитрия Башакина "Работа с Персоналом в проекте".

Дабы уметь и знать, как же создать идеальную команду с нуля из того, что есть =)

Общий отзыв на тренинг:

Часть знаний была из разряда "Эврика!", т.е. отрефлексировал на себя в текущей позиции или понял, некоторый неодназначный опыт работы с коллегами\подчиненными, который у меня был.

Пару дней из тренинга откровенно спал, т.к. ничего нового не узнавал или вспоминал, что-то что уже когда то знал, и хотелось пропустить.

В целом было интересно и не плохо, но вот ту пару дней (в которые ничего нового не узнал) из тренинга я мог бы и на деньги обратно обменять.

Ключевые слова: модели Такмана, Бланшара, Левина,  Маслоу, Герцберга, теория ожиданий Врума, командные роли Белбина,  книги Ихцака Адизес.

Дабы полезный эффект закрепился и запомнился получше я свои записи и слайды тренинга переработал и сконвертировал в майнд-мап.

Который и собираюсь выложить в открытый доступ - наверняка пригодиться не только мне =)

Часть записей вроде, чего же получилось у меня в мотивирующих, а что в поддерживающих факторах, естественно в них не попали =) Но тем не менее было посмотреть, что мотивирует меня, а что других.

Они не вершина краткости, т.к. не всегда я смог подобрать короткий аналог для той или иной мысли, да и некоторые места дублируются, из-за того, что в xmind`е оказались не очень удобные средства связывания пунктов.

Если есть какие-то вопросы или непонятности - можно задать, тут либо на почту. И я разьясню или перерисую их, так чтоб вопросов стало меньше =)

Так что предложения по улучшению принимаются =)

Оригиналы майнд-мапов доступны тут: 

http://www.xmind.net/share/Techmind/

1 композитный, и 4 его составляющих, не пугайтесь вопросов в описании - это некорректная поддержка utf`a на сайте xmind`а =)

Сделаны в xmind`е, качаем, смотрим, урезаем до приличного вида(~ 1.3к элементов в итоговом, существенно тормозит в развернутом виде =)).


Они же в пнг:
(вобще картинки - просто ознакомиться, работать с исходными - легче и приятнее):

Полный:
http://dl.dropbox.com/u/31894017/teambuilding.png

Части:

http://dl.dropbox.com/u/31894017/leadervscontroller.png

Если дропбокс будет ругаться на слишком частый доступ к картинкам, напишите мне по адресу bogunov (at) gmail (dot) com (и убедитесь, что я вам ответил, а то бывает письма попадают в спам =)), и я их выложу на какой-то общий хостинг или вышлю вам по почте.

Планы на осень. Конференции.

Буквально 1,5 месяца и наступит осень.

И понесется:

Highload++,
Разработческая, но будут говорить про интересные штуки. Хотя говорят рекламы вагоны на докладах, но сходить-то все равно хочется =) Будут наверно травить баянами, как всегда, но где ж еще с прошаренным народом-то пообщаешься) И еще и дорогая зараза)

CEE-SEC(R)
Опять же разработческая, по слухам уже не торт) Но зато серьезная:  западные докладчики, С++, тренды и корпаративщина. Ну и разные потоки докладов, от ux до рефакторинга.

Whalerider,
Пмская, Опять же дорогая, как все от Онтико) Судя по прошлой программе вполне себе интересная)

SPM.conf ,
Пмская, хороший повод съездить в Питер и цена по сравнению с whilerider`ом не кусается) С другой стороны будет проводиться в первый раз и могут быть как приятные так и неприятные сюрпризы. Кто и что там будет - не понятно.

Хотелось бы на все конечно) Но надо ж еще и работать, да и денег не напасешься в таких темпах)

До этого думал сходить на SECR & Whalerider, но толи поменять на highload & spm.conf, то ли на highload & whalerider & spm.conf =)

Вобще уже пора заводить карточку почетного ходока на конференции и требовать скидки)
Ну или с докладами выступать, чтоб по дешевке отделываться =)
 
Кто куда собирается ? Что именно из этого посоветует ?

суббота, 16 июля 2011 г.

Июньское чтиво: стреляем Серебрянные пулями и Поднимаем поезда из под откоса

Июль был удивительно насыщен конференциями и потому собственные планы по чтению книг пришлось замедлить. Наверстал и вот наконец нашел время оценить и законспектировать прочитанное.

Читал 2 книги : "Catastrophe Disentanglement: Getting Software Projects Back on Track", E. M. Bennatan
и "How To Run Successful Projects III: The Silver Bullet" Fergus O'Connell.

Сразу скажу, что первая была как-то интереснее наличием последовательных шагов, рекомендации и прочими полезными ништяками, вторую читал почти через силу и потому отзыв будет достаточно скептичным.


Не секрет, что в отрасли разработки ПО затянувшиеся сроки, раздувшиеся бюджеты, периодические авралы и прочие увлекательные вещи не такие уж необычные вещи. "Shit happens" как говориться =)

Мне приходилось участвовать в таких проектах, вам приходилось, ну и в общем-то статистика (например по опросам standish group) сводиться к тому что-то около трети проектов считаются себя успешными (т.е. не сильно вышли за сроки, бюджет, и адекватны требованиям и с небольшим количеством багов). В общем поучаствовать в таком проекте придется еще и думаю не раз. В общем результате таких измышлений поставил себя в план почитать о том, как выбираются из жо**итеских проблем. 

В общем-то ее можно бы свести к одной фразе "Остановитесь и подумайте как так получилось, а потом составьте план исправления", а все остальное можно считать уже последствиями. 

Ключевое слово здесь - "Остановитесь". Т.е. реально перестаньте делать вобще ВСЕ виды работ, чтобы до всех дошло, что у проекта действительно серьезные проблемы и их сейчас будут решать и надо бы этому поспособствовать. Т.к. пока проект идет - "дело то делается, через неделю все готово ж будет", хотя неделя уже может идти вот который месяц.

Следующий шаг - "назначаем оценщика(Evaluator)", т.е. находим его, становимся сами или еще что, желательно со стороны чтоб мог придти и спокойна сказать - "да у вас тут батеньники - *#%№!" своим чистым и незамутненным взглядом, а то внутреннему человеку сложно это сказать, т.к. руководство по голове не погладит да и коллеги могут не понять такой формулировки.

Ну а дальше по накатанной: оцениваем проект(сроки, отчетность, планы и т.д.), оцениваем команду(они вобще работали, или может в варкрафт гоняли, а пм вобще мотивировал их или жаловался на жизнь, там вобще есть команда ? или 50 распределенных по всему свету индусов).
И выделяем "минимально допустимые цели"(аналог MVP из agile(product-development) практик). Т.е. вместо создания комбайна делающего все и вся пытаемся создать инструмент делающий хоть что-то полезное. 

А теперь - проверяем а минимальные то цели достижимы ? Может быть идея создания искусственного интеллекта для тостера не была таким уж и выполнимым проектом ?
Ведь вполне может оказаться, что поставили себе цели - "захватить мир", а сил и ресурсов даже на захват отдельно взятой банановой республики нет.

Если решили что цели то в принципе еще достижимы то пересобираем команду, это и дух моральный поднимет (они уже не те лузеры, что завалили проект изначально) и поможет поправить какие-то конфликты\проблемы в команде.

Следующий шаг - делаем анализ рисков, что может опять пойти не так ? Как это можно починить\сгладить, вполне возможно чтоб если в первый раз проект проанализировали на риски, то не пришлось бы его вытаскивать из той катастрофы в которую он попал.

Осталось то всего - пересоздать план, который достижим с учетом тех данных, что есть на текущий момент.

И наверное самое главное, что я почерпнул из этой книги - создать систему раннего предупреждения. Ведь проект не приходит в состояние катастрофы - "внезапно", как говорит Брукс: "How does a large software project get to be one year late? Answer:One day at a time!". 

Т.е. начинать хвататься за голову уже когда прошли одна треть или две десятых проекта, а уже начался перерасход планируемого бюджета сроков и прочего, а не надеяться на "в конце поднапряжемся и доделаем".  В общем-то тоже что и с рисками, надо было это сделать до начала проекта. А после того как проект перешел в стадию "чиним", это уже не система раннего предупреждения, а способ не повторить той же ошибки. 
Но есть один тонкий момент, некоторое время проект может "стабилизироваться" после перезапуска и в своем начале, потому система раннего предупреждения должна вступать в силу через некоторый "льготный" период, дабы она сразу не сработала.

Ну и собственно "запускаем" и не забываем провести послепроектное ревью, чтоб убедиться что в следующий раз вы сделает только новые ошибки)

Итого:
В общем книжка интересная подробным планом, и секциями "What can go wrong ?" на каждом этапе и рассмотрение основных проблем + способов их решения, + идея early warning system, которая часто применяется в средствах мониторинга за серваками, так же применима и к проектам. 

Если честно в книжке еще множество моментов, типа как выбирать оценщика(неплохо бы чтоб это был известный консультант с медалями и прочим), или в каких случаях еще можно побороться с сопротивлением, а в каких стоит сразу идти к стейкхолдеру процесса переоценки и починки, т.к. без его вмешательства проект может заглохнуть, но все их рассматривать нет смысла и желанья, просто помните, что когда в следующий раз вы будете думать, что проект "попал" - то это отчасти поправимо, и есть подробная инструкция как это делается =)

Серебрянная пуля

Следующая книга, бывшая в планах на июль - "Серебрянная Пуля"(How To Run Successful Projects III: The Silver Bullet) О`Коннела.

Такое наверно слегка наивное повествование в стиле, "вот те 10 шагов, которые выработались у меня и моих коллег со временем и делая их мы гарантируем ваш успех". 

Странно, что проекты до сих пор заваливают, хотя книга достаточно известная, да и думаю если б она гарантировала 100% успех, то ее знание бы стояла в требованиях во всех PM`ких вакансиях. Но тем неменее шаги и мысли в общем, то имеют некий базис и практическую пользу. 
Еще в книге есть такой забавный фактор типа PSI(Project Success Indicator), и чем ближе он к 100 тем лучше, книга написана в эдаком PMBOK-PM стиле: сначала мы все запланируем, а потом выполним план досконально и придем к успеху. И в итоге поделена на две части : планируем(первые 5 шагов) и выполняем(последние 5 шагов). И распределение шанса на успех 70% к 30%, т.е. сначала надо сильно-сильно все запланировать, иначе - можно проект и не начинать.

Хотя, как я уже упоминал шаги неглупые и достаточно полезные. 
И так по порядку:

1) Визуализируем цель.

Определяем кому, зачем и как надо получить готовый проект. Можно и нужно применить метод "The and-they-all-lived-happily-ever-after method", т.е. определить критерии достижимости цели и всякие такие полезные штуки. На самом деле действительно очень важная вещь, Макс Дорофеев в своем блоге приводил видео, в котором Сергей Мартыненко подробно обьяснял почему это действительно важно. Ну и visual management - это наше все и действительно удобно. 

2) Делаем список работ, которые должны быть сделаны.
И ведь не поспоришь же.

3) Должен быть только 1 лидер
Остаться должен только один! (с) Горец
Тоже, не вызывающий споров пункт.

4) Назначаем людей к работам
Вот это кстати интересный пункт, не редко встречается список: надо бы сделать и подразумевается, что делать это будет тот, кто к этому моменту будет свободен. Т.е. кто ответсвенен и кто будет решать ту или иную задачу достаточно долгое время будет не известно.
А вдруг окажется, что нет человека обладающего необходимыми навыками ? А учитывает ли другую работу, на которой может быть занят работник этот план ? Может его еще надо найти. Да и назначение типа: "написать модуль приема заказов  - работник 1" , "написать модуль отсыла заказов - работник 2" -  ни о чем не говорят.

5) Управляйте ожиданиями, имейте запас на ошибку, имейте позицию для отступления.
Второй интересный пункт, в общем-то практически всегда, что-то идет не так, и запас времени на ошибки надо закладывать, если ваша организация позволяет это делать в открытую - так и делайте, иначе можно добавлять задачи типа "оптимизация работы с памятью" и другие задачи "для виду", чтобы иметь возможность наверстать упущенное. Так же неплохо иметь какой-то запасной план, а то мало-ли система не справиться с нагрузками,  в момент запуска будет найден, критичный баг и т.д., и иметь запасной вариант на этот случай - необходимо, может обратно включиться текущая система, или не будет работать часть функционала, что-угодно лишь бы сбой запуска системы не стал ее концом. 

6) Используйте адекватный стиль лидерства.
Довольно подробный параграф о стиля лидерства, в ближайшее время выложу mind-map про команды и ситуационное лидерство в частности, так вот это о нем, немного другими словами но мысль тажа) Можно загуглить если вы первый раз слышите)

7) Знаем, что происходит на проекте.
В общем идея, того что мы проверяем что проект идет по плану, и как-то реагируем если где-то фейл. Собираем отчеты, фидбэк, отлавливаем признаки когда что-то не так. Думаю раскрывать особо нет смысла.

8) Рассказываем людям, что происходит
Данный пункт относиться и к команде и к заказчикам, руководство и т.д. Опять же пятничные отчеты, общение с командой, ничего фантастически нового.

9) Повторяем шаги с 1 по 8 пока не шаг 10.
Просто и гениально =)

10)  Собираем приз, получаем награды, награждаем участников.
Собственно то, ради чего все и затевалось)

По автору все это: не сущей воды пустяки, но хотя бы накатанyый процесс.

Это было описание первой части =)

В следующих частях уже раскрываются какие-то общие вещи: как это масштабировать на несколько проектов, как проверять корректность составленных планов, как набирать персонал, вести переговоры и устраивать встречи, как разбираться с проблемами, стрессом и прочими прелестями менеджерской жизни. 

В основном  - все обзорные пункты(basics(tm)), и потому чего-то нового в них нет. Можно просмотреть для ознакомленния и все.

Плюс последняя треть книги это всякого рода приложения типа "Процедура оценки ISO 9000", которые мне как-то не особо хотелось читать, хотя возможно в них гораздо больше пользы чем в во всей книге.

Итого: 
C одной стороны книжка вроде не бесполезная, и знание о стилях лидерства дадут например полезные знания, но с другой стороны с текущим agile-майнстримом, убеждения вроде можно все спланировать заранее и потом просто сделать вызывают не иллюзорные сомнения. Можно ознакомиться, чтоб знать как оно должно делаться в более-менее годном ватерфолле, с другой стороны есть пункт 9, которые хитро превращает весь процесс в итеративный =)