среда, 23 февраля 2011 г.

Обзор Dao Toyota Лайкера(краткий пересказик).

Намедни прочитал Дао Тайота (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5076780/) и Бережливое производство (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3823594/).

В кратце: бережливое производство - самоподдерживающийся процесс, направленный и организованный так, чтобы максимально уменьшить затраты(времени, материала, усилий) на потери(все, что не доставляет конечному пользователю какой-либо выгоды) и стремиться к созданию идеального продукта для пользователя.

Система бережливого производства родилась из системы TPS (Toyota Production System), которая в свою очередь вобрала идеи Деминга, Голдрата и прочих теоретиков(по большой части,  американцев).

Первая книга рассказывает о TPS/Toyota и 14 принципов, которые помогли выстроить эту систему и создать то предприятия, что есть сейчас Toyota, именно благодаря им фирма когда, то занимавшаяся созданием прядильных станков (Toyoda Automatic Loom Works) превратилась в 1го  из лидеров автомобильной автоиндустрии, потеснив американскую 3й-ку. Именно систему управления производством (а не инновации/лучший персонал/что-то другое) отмечают, как сами руководители, так и остальные, как причину феноменального успеха Toyota в своей области.

Базовая идея TPS - непрерывный поток единичных изделий (а не стандартный способ работы массового производства -  партиями и очередями), который позволяет видеть потери, получать мгновенный фидбэк от улучшения процесса, и делать высококачественные вещи.

14 принципов TPS это:
Главное правильная философия.
1) Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже в ущерб краткосрочным целям.
  • Используй системный и стратегический подход при постановке целей. Совершенствуй организацию, двигаясь к главной цели организации, которая важнее прибыли. Именно этот принцип краеугольный в философии компании. 
  • Основная задача компании - создавать ценность для потребителя, общества и экономики. Каждое действие выполняемое в компании должно соответствовать этой цели.
  • Будь ответственным. Стремись управлять своей судьбой. Верь в свои силы и способности. Отвечай за то, что делаешь и развивай и совершенствуй навыки, которые позволяют тебе производить добавленную стоимость.
Правильный процесс дает правильный результат.
2) Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
  • Перестрой технологический процесс так, чтоб он превратился в непрерывный поток  добавления ценности. Сократи до минимума время нахождения незавершенной работы внутри процесса.
  • Непрерывный поток позволяет сразу выявить проблемы, наладь связи между процессами и людьми, чтобы проблема выявлялось немедленно.
  • Поток, должен стать частью культуры и должен быть понятен каждому.
3) Используй систему вытягивания, чтоб избежать перепроизводства.
Перепроизводство - это потери, т.к. она тратит ресурсы на производство, того - что не нужно.
  • Работай по системе "точно вовремя"(just in time - JIT). Каждый потребитель(включая внутреннего - т.е. того кто потребляет результаты работы твоего процесса) должен получать ровно столько ему и тогда он сказал.
  • Сведи к минимумы запасы и обьем незавершенного производства. Держи в запасе малое количество изделий и пополняй их по мере их забора потребителем.
  • Будь восприимчив к колебаниям спроса.
4)Распределяй обьем работ равномерно(хейдзунка).
Не надо чередовать периоды авралов и отдыха, просто работай равномерно.
  • Это устранение потерь, т.к. перегрузка людей и оборудования тоже потеря и ведет к проблемам с качеством, переделкам и т.д. 
  • Сглаживай производственный график (т.е. управляй так же и спросом), чтобы объем нагрузки был одинаков.

5) Сделай остановку производства с целью решения проблемы частью производственной культуры, если того требует качество.
  • Качество определяет цену на твой товар для потребителя.
  • Обеспечивай качество всеми возможными способами.
  • Создавай оборудование/процессы, которые способны распознать проблемы и остановиться. Разработай визуальную систему оповещения(андон) о проблемах. (пишите Unit/Integration/*-тесты для IT :) )
  • Позаботься чтоб существовала система поддержки, готовая оперативно решать проблемы и принимать корректирующие решения.
  • Данный принцип должен обеспечивать получение качества "с первого раза" и являться неотъемлемой частью культуры компании, что повысит качество и производительность в перспективе.
6) Стандартные задачи - основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.
  • Используй стабильные, воспроизводимые методы работ. Это основа потока и вытягивания.
  • Фиксируй накопленные знания о процессе, стандартизируй лучшие на данный момент методы. Не препятствуй (и поощряй) творческому выражения направленному на повышение стандартов, закрепляй достигнутое новым стандартом. Тогда возможна передача положительного опыта между сотрудниками и тому, кто приходит на его смену.
7) Используй визуальный контроль, чтобы проблемы не оставались незамеченными.
  • Используй простые визуальный средства для выявления проблем и отклонений от стандарта. 
  • Используй простые и короткие отчеты, даже если речь идет о важнейших решениях.
8) Используй только надежную, испытанную технологию.
  • Новые технологии не всегда можно стандартизировать, и они часто ненадежны и могут поставить под угрозу весь процесс.
  • Проверь технологию в реальных условиях, прежде чем вводить ее процесс(PDCA принцие деминга ?)
  • Отклони или измени технологию, которая идет в разрез с твоей культурой.  

Развивай своих сотрудников и партнеров
9) Воспитывай лидеров, которые досконально знают и исповедуют твою философию и могут научить этому других.
  • Лучше выращивай своих собственных лидеров, чем покупать их.
  • Лидер не только должен выполнять поставленные перед ним задачи и иметь навыки общения с людьми, он должен исповедовать и учить философии компании.
  • Хороший лидер знает свою работу как свои 5 пальцев, лишь тогда он сможет стать настоящим учителем философии компании.  

10) Воспитывай людей и формируй из них команды, исповедующие твою философию.
  • Обучай и развивай людей, прививай им понимании своей философии.
  • Дай им инструменты для совершенствования себя и компании. 
  • Обучай их работать на общую цель.

11)Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
12) Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами(генти генцубу)
  • Решая, проблемы надо самому проверять, что происходит а не слушать других людей или читая отчеты.
  • В основе твоих решений должны лежать проверенные тобой данные.
  • Чтобы доподлинно понять проблему ее надо увидеть своими собственными глазами.

13) Принимай решения не торопясь, тщательно все всзвесив; внедряя его, не медли(немаваси)
В общем-то "7 раз отмерь - 1 раз отрежь".
14) Становись обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа(хансей) и непрерывного совершенствования(кайдзен).
  • Как тока получил стабильный процесс начинай анализировать его на предмет улучшения.
  • Создай процесс практически без запасов, это позволит выявить потери времени и ресурсов. Когда проблемы очевидны - их можно устранить в процессе непрерывного совершенствовавания(кайдзен)
  • Сохраняй базу знаний  об организации, не допускай текучести кадров, следи за продвижением сотрудников и сохранением накопленного опыта.
  • После завершения работы проанализируй ее и откровенно говори о всех найденных недостатках, разработай меры предотвращения повторных ошибок.
  • Вместо изобретения колеса, при найме нового сотрудника или начале новой работы, научись стандартизировать работу.


В книге приводиться примеры применения данных принципов, как непосредственно к производству так и к разработке, сфере услуг. Так, что с определенной долей вероятности их можно применять, где угодно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий