среда, 23 февраля 2011 г.

Обзор Бережливого производства Вумека.

Данная книга(http://www.ozon.ru/context/detail/id/3823594/) продолжает и раскрывает идею бережливого производства, расписанный на примере TPS в предыдущей прочитанной мною книге.

Теория:

Для создания бережливого производства вам необходимо:

Определить какую ценность создает ваш продукт для потребителя, например:
производство автомобилей, самолетов - доставка себя из точки А в точку Б, перевозка грузов .

Составить карту потока создания ценности(понять какие действия добавляют для пользователя ценность), например: ожидание регистрации на самолет - например очевидная потеря при покупке авиабилета, досмотр - необходимая потеря(добавляет ценность безопасности).  

Организация процесс, как непрерывного поток создания ценности позволяет сделать все наискорейшим и наилучшим образом(, а не приезжать за 40 минут для регистрации, а потом еще ждать 40 минут для посадки).

Использовать вытягивание, т.е. теоретически никто выше по потоку создания ценности (если считать, что поток стекает к потребителю) не должен ничего делать до тех пор пока не придет заказ от потребителя.
Т.к.иначе вполне может оказаться, что когда потребителю что-то понадобиться вы будете заняты, чем-то другим, или не будете иметь ресурсов на выполнение его заказа, из-за того что они были потрачены на то что ему не нужно.

Ну и соответственно нужно улучшать свои процессы, чтобы они состояли только их тех действий, которые добавляют ценность и устранять потери(муда).

Практика:
В книге приводиться 5-ок примеров внедрения бережливого производства в больших и маленьких компаниях, занимающихся производством от кабелей(Wiremold) и упаковочного оборудования(Lancaster) до производства авиационных двигателей(Pratt) и автомобилей(Porshe).

В принципе процесс везде похож:
1) найдите "агента перемен"(того кто будет гореть идей и двигать ее)
2) раздобудьте знания (найдите того, кто вас научит)
3) создайте/используйте кризис, которые будет рычагом перемен
4) используйте стратегию: даже если вы можете производить продукт бережливым образом, на него может пропасть спрос, умейте отказатсья от продукта если он не приносит прибыли)
5) опишите поток создания ценности
6.1) как можно быстрее, начните с доступной, но важной и видимой всем деятельности(чтобы показать что есть таки профит в процессе)
6.2) требуйте немедленных результатов, бережливое производство настроено на немедленную обратную связь, если за неделю нет результатов - вы либо наняли не того учителя, либо не готовы к изменениям.
6.3) как тока, будет первые успехи - продолжайте дальше, не расслабляйтесь, трансформируйте не только производство но и поддержку, офисную работу, поддержку заказов и т.д.
7) Постройте организационную структуру вокруг семейств продуктов и потоков создания ценности
8) Создайте отдел обучения бережливому производству(он будет служить как кайдзен-команды + продвигать философию)
9) Процесс можно улучшать до бесконечности, не останавливайтесь.
10) Используйте развертывание политики(хосин канри). Ставьте цели по улучшению производительности, оборачиваемости запасов, уменьшению брака и делайте, так чтоб они спускались вниз до непосредственных работников.
11) Убедите поставщиков и потребителей следовать тем же курсом
12) Перейдите от лидерства сверху вниз к инициативе снизу вверх.
Т .е поощряйте инициативу подчиненных/непосредственных работников, а менеджеры больше должны быть помощниками/учителями, чем командирами.


Итоги:

Книжка годная и полезная, позволяет понять применение бережливого производства и подхода создания ценности, хотя часть с примерами можно было бы и уменьшить.

В принципе неплохо дополняет Дао Toyota, т.к. позволяет увидеть те же процессы чуть подальше от автомобильного производства и особенностей культуры Японии.

После прочтения добавилось понимания про процесс создания ценности.

Обзор Dao Toyota Лайкера(краткий пересказик).

Намедни прочитал Дао Тайота (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5076780/) и Бережливое производство (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3823594/).

В кратце: бережливое производство - самоподдерживающийся процесс, направленный и организованный так, чтобы максимально уменьшить затраты(времени, материала, усилий) на потери(все, что не доставляет конечному пользователю какой-либо выгоды) и стремиться к созданию идеального продукта для пользователя.

Система бережливого производства родилась из системы TPS (Toyota Production System), которая в свою очередь вобрала идеи Деминга, Голдрата и прочих теоретиков(по большой части,  американцев).

Первая книга рассказывает о TPS/Toyota и 14 принципов, которые помогли выстроить эту систему и создать то предприятия, что есть сейчас Toyota, именно благодаря им фирма когда, то занимавшаяся созданием прядильных станков (Toyoda Automatic Loom Works) превратилась в 1го  из лидеров автомобильной автоиндустрии, потеснив американскую 3й-ку. Именно систему управления производством (а не инновации/лучший персонал/что-то другое) отмечают, как сами руководители, так и остальные, как причину феноменального успеха Toyota в своей области.

Базовая идея TPS - непрерывный поток единичных изделий (а не стандартный способ работы массового производства -  партиями и очередями), который позволяет видеть потери, получать мгновенный фидбэк от улучшения процесса, и делать высококачественные вещи.

14 принципов TPS это:
Главное правильная философия.
1) Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже в ущерб краткосрочным целям.
  • Используй системный и стратегический подход при постановке целей. Совершенствуй организацию, двигаясь к главной цели организации, которая важнее прибыли. Именно этот принцип краеугольный в философии компании. 
  • Основная задача компании - создавать ценность для потребителя, общества и экономики. Каждое действие выполняемое в компании должно соответствовать этой цели.
  • Будь ответственным. Стремись управлять своей судьбой. Верь в свои силы и способности. Отвечай за то, что делаешь и развивай и совершенствуй навыки, которые позволяют тебе производить добавленную стоимость.
Правильный процесс дает правильный результат.
2) Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
  • Перестрой технологический процесс так, чтоб он превратился в непрерывный поток  добавления ценности. Сократи до минимума время нахождения незавершенной работы внутри процесса.
  • Непрерывный поток позволяет сразу выявить проблемы, наладь связи между процессами и людьми, чтобы проблема выявлялось немедленно.
  • Поток, должен стать частью культуры и должен быть понятен каждому.
3) Используй систему вытягивания, чтоб избежать перепроизводства.
Перепроизводство - это потери, т.к. она тратит ресурсы на производство, того - что не нужно.
  • Работай по системе "точно вовремя"(just in time - JIT). Каждый потребитель(включая внутреннего - т.е. того кто потребляет результаты работы твоего процесса) должен получать ровно столько ему и тогда он сказал.
  • Сведи к минимумы запасы и обьем незавершенного производства. Держи в запасе малое количество изделий и пополняй их по мере их забора потребителем.
  • Будь восприимчив к колебаниям спроса.
4)Распределяй обьем работ равномерно(хейдзунка).
Не надо чередовать периоды авралов и отдыха, просто работай равномерно.
  • Это устранение потерь, т.к. перегрузка людей и оборудования тоже потеря и ведет к проблемам с качеством, переделкам и т.д. 
  • Сглаживай производственный график (т.е. управляй так же и спросом), чтобы объем нагрузки был одинаков.

5) Сделай остановку производства с целью решения проблемы частью производственной культуры, если того требует качество.
  • Качество определяет цену на твой товар для потребителя.
  • Обеспечивай качество всеми возможными способами.
  • Создавай оборудование/процессы, которые способны распознать проблемы и остановиться. Разработай визуальную систему оповещения(андон) о проблемах. (пишите Unit/Integration/*-тесты для IT :) )
  • Позаботься чтоб существовала система поддержки, готовая оперативно решать проблемы и принимать корректирующие решения.
  • Данный принцип должен обеспечивать получение качества "с первого раза" и являться неотъемлемой частью культуры компании, что повысит качество и производительность в перспективе.
6) Стандартные задачи - основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.
  • Используй стабильные, воспроизводимые методы работ. Это основа потока и вытягивания.
  • Фиксируй накопленные знания о процессе, стандартизируй лучшие на данный момент методы. Не препятствуй (и поощряй) творческому выражения направленному на повышение стандартов, закрепляй достигнутое новым стандартом. Тогда возможна передача положительного опыта между сотрудниками и тому, кто приходит на его смену.
7) Используй визуальный контроль, чтобы проблемы не оставались незамеченными.
  • Используй простые визуальный средства для выявления проблем и отклонений от стандарта. 
  • Используй простые и короткие отчеты, даже если речь идет о важнейших решениях.
8) Используй только надежную, испытанную технологию.
  • Новые технологии не всегда можно стандартизировать, и они часто ненадежны и могут поставить под угрозу весь процесс.
  • Проверь технологию в реальных условиях, прежде чем вводить ее процесс(PDCA принцие деминга ?)
  • Отклони или измени технологию, которая идет в разрез с твоей культурой.  

Развивай своих сотрудников и партнеров
9) Воспитывай лидеров, которые досконально знают и исповедуют твою философию и могут научить этому других.
  • Лучше выращивай своих собственных лидеров, чем покупать их.
  • Лидер не только должен выполнять поставленные перед ним задачи и иметь навыки общения с людьми, он должен исповедовать и учить философии компании.
  • Хороший лидер знает свою работу как свои 5 пальцев, лишь тогда он сможет стать настоящим учителем философии компании.  

10) Воспитывай людей и формируй из них команды, исповедующие твою философию.
  • Обучай и развивай людей, прививай им понимании своей философии.
  • Дай им инструменты для совершенствования себя и компании. 
  • Обучай их работать на общую цель.

11)Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
12) Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами(генти генцубу)
  • Решая, проблемы надо самому проверять, что происходит а не слушать других людей или читая отчеты.
  • В основе твоих решений должны лежать проверенные тобой данные.
  • Чтобы доподлинно понять проблему ее надо увидеть своими собственными глазами.

13) Принимай решения не торопясь, тщательно все всзвесив; внедряя его, не медли(немаваси)
В общем-то "7 раз отмерь - 1 раз отрежь".
14) Становись обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа(хансей) и непрерывного совершенствования(кайдзен).
  • Как тока получил стабильный процесс начинай анализировать его на предмет улучшения.
  • Создай процесс практически без запасов, это позволит выявить потери времени и ресурсов. Когда проблемы очевидны - их можно устранить в процессе непрерывного совершенствовавания(кайдзен)
  • Сохраняй базу знаний  об организации, не допускай текучести кадров, следи за продвижением сотрудников и сохранением накопленного опыта.
  • После завершения работы проанализируй ее и откровенно говори о всех найденных недостатках, разработай меры предотвращения повторных ошибок.
  • Вместо изобретения колеса, при найме нового сотрудника или начале новой работы, научись стандартизировать работу.


В книге приводиться примеры применения данных принципов, как непосредственно к производству так и к разработке, сфере услуг. Так, что с определенной долей вероятности их можно применять, где угодно.

среда, 2 февраля 2011 г.

Как читать книги.

Прочитал замечательную книгу
Поварнина "Как читать книги"http://reader.boom.ru/povarnin/read.htm

в общем-то суть такова:
1)

  • читать надо
  • читать надо с умом
  • читать надо с какой-то целью


2) книгу надо читать, чтоб впитать ее идею
3) надо продумывать/прокручивать книгу в уме чтоб ее лучше понять, и досконально разобраться в вопросе.
4) книги бывают разные(кэп стайл): развлекалово, вдохновляющие, исскуство,  самообразование.
4.1) искусство - надо перечитывать, годные книги - тоже.

5) книгу лучше сначала просмотреть вдоль, т.е. введение, предисловие, содержание, заключение и пробежать взглядом название глав и тем, чтоб вобще понимать о чем оно, т.к. сразу станет видна какая-то более-менее общая картина и по мере чтения углубишь ее.

6) соответственно книгу надо прорабатывать, чтобы:
1) понялось именно то что надо
2) улеглось в голове
3) чтоб могли оценить - полезно/безполезно, правильно/неправильно.

7) надо читать книгу по прараграфам и связывать их вместе, что за мысль несет автор. по идее после прочтения книги у тебя должна в голове сложиться структура похожая на осодержание книги. после этого сложив все содержание должна опять же получиться главная мысль книги(что обычно изложена в введении).

8) для полного понятия можно почитать книгу с противоположными взглядами, либо отзыв или критику данной книги, разобраться почему автор аргументирует так или иначе, если не можешь оценить кто прав - значит не понял.

9) чтоб лучше продумывалась книга надо пользоваться хелперами:
- делать конспекты,
- выделять мысли и записывать их на карточки, в тетрадь.
- подчеркивать интересные, оновные, спорные мысли.
можно записывать когда и что прочитал, чтоб было легче освежить и понять что же ты прочитал.