среда, 30 ноября 2011 г.

Отчет об посещении питерской SpmConf.


В прошедшую субботу (26 ноября) состоялась Software Project Management Conference. И прошла удачно) С кучей маститых и известных докладчиков, и парой-тройкой знакомых по твиттерам-блогам лиц)

Да и прошла для разнообразия не в Москве, а в Питере, что тоже по своему хорошо =) Своеобразный город, где еще люди, еще отмечающие пятницу, с утра субботы в баре угостят кофе (рано приехал к 6-7 к отелю и потому зашел в ближайшую по гугл-мапс кафе\забегаловку, где люди пили коньяк\пиво и играли в шахматы=)). А встречающаяся вечером пьющая алкоголь школота обсуждает Шопенгаура и поэзию 15 века =)

Вернусь к докладам и мои впечатлениям от конференции.

Заранее сразу вычеркнул из списка на посещение доклады Архипенкова, т.к. они в принципе повторяют его же книгу + когда-то на одной из работ мы приглашали его на целый день почитать свои доклады), так что ничего нового я и не рассчитывал узнать).

Начал с прослушивания доклада по результатам ежегодного исследования индустрии разработки ПО Валентина Макарова.
С одной стороны было интересно узнать, что вливания в ит внутри России прямо сопоставимы тренду цены на  нефть.
С другой докладчик, как-то честно рассказал, что растем мы не быстрее других стран BRIC`а в последние года даже чуть медленнее, что государству на Ит особо наплевать и вобще ситуация  в целом довольно грустная.
Думаю владельцам и работникам аутсорсеров и интерграторов данный доклад показался и покажется интересным)

На половине доклада понял, что хоть и интересно но пользы я лично из этого не смогу (разве, что запомню, что когда нефть будет падать придется валить из страны =)).

Пошел послушать Максима Вишневского про отдельные вопросы анатомии менеджера, он рассказывал какие факапы и ошибки совершал в своей бурной пм-молодости, как переносил сроки проекта по 4 раза =) Переписывал проекты с нуля и все такое) Слушать развлекательно и забавно , но каждый в душе надеяться, что такие уж ошибки он то и не совершит) Хотя с другой стороны в конце доклада вышло, что совершить ошибки это хорошо - начинаешь понимать, что и где может пойти не так, приобретаешь опыт)

Сначала хотел послушать Лилию Горбачик, про то, как сохранить команду в эпоху перемен, сначала думал, что будет что-то такое про мотивацию во времена факаов и авралов, но как оказалось перемены были связаны больше с поглощением одной компанией другой, что мне вроде, как не светит в ближашем будущем потому смело скипнул этот доклад)

Потому пошел послушать Серегу Бережного, вот уж кто раскрутился и стал вполне себе известной в ит личностью за последний год =)
Доклад был о переносе сроков, то что достаточно актуально для любого более-менее длинного проекта со сроками) Был дан универсальный совет, что сроков то лучше не иметь вобще, но уж если они у вас есть то извольте их контролировать и уметь вовремя изменить. 
Не буду дословно пересказывать, т.к. он уже выложил свою презентацию.

После Сергея краем уха послушал Вячеслава Нестерова (Генеральный Директор Санкт-Петербургского Центра Разаботки EMC), который рассказал, как их корпорация подходит к развитию своей инновационности, т.к. чувствует, что без инновационности - можно и отстать от конкурентов.
И поэтому докупает компании занимающиеся разработками продуктов на рубеже неизведанного (типа VmWare), и всячески поощряет коммуникацию и обмен знаниями среди своих подчиненных/
Круто, что большие корпорациии вобще задумываються об этом, с другой стороны доклад тоже достаточно специфичен и был бы интересен узкой категории, тех кто работает в похожих по размерам и глобальности компаниях)

Потому с его доклада я ушел слушать Михайла Ганчикова про развитие проекта в условиях нулей видимости)
Это когда есть сроки когда все должно быть готов и больше никаких знаний, что же придеться делать, т.е. требований на момент старта проекта не предполагается и точно известно, сто функционал из требований выкидывать не позволят =)
Вобще доклад довольно классно прошел, практически по идеальной схеме - объяснение проблемы - нагнетение обстановки - кульминация, прям как по книжке)

В кратце отмечу, что почерпнул пару интересных мыслей, работали они по скраму и в итоге как решение своих проблем выбрали постепенное наращивание команды, чтоб выйти на заданную производительность по мере оценки и переоценки задач и чендж-реквестов) + у Них был такой интерсный момент, как "Технический продукт овнер", эдакий архитектор в скраме, задачей которого было договариваться с заказкичом, как облегчить и сделать легче функционал в рамках разработанной архитектуры.

Потом пошел слушать Михайла Завилейского из DataArt`a: сначала был небольшой скептицизм из-за очень уж "боянных" тезисов в программке типа: почему заставлять коллег соревноваться плохо.

Датаарт похоже своеобразная компания, т.к. управляется эдакой массовой рассылкой на 28 человек(топ-менеджмента), без какого-то особого лидерства и руководства, как говорил сам Михайл он бы сам не поверил, что такое работает, если бы не видел это в живую.

Если во многих книгах про великие компании говориться, что чтобы стать великими вам надо иметь принципы\миссию\вижен, то они действуют от обратного - никаких особых принципов (кроме никто не должен выполнять бесполезной работы): все вольны иметь свои убеждениям, главное толерантно к друг-другу относиться и это работает).
Т.к. на рынке, где кандидатов на работу мало, компании с особой политикой и принципами вынуждены отсеивать не подходящих им людей, а Датаарт спокойной набирает их и растет, то их позиция - намного выгоднее.
Было рассказано про то, что кнут в общем-то не всегда работает, как задумано: если у человека есть возможность заплатить штраф например за опоздания и он не слишком большой, то вы фактически даете ему возможность купить индульгенцию, т.к. штраф он вроде как заплатил и журить после этого за опоздания его уже глупо)
Повторил довольно известную мысль, что в общем-то KPI ведут к оптимизации KPI и скорее всего приведут к "игре" - "мы играем по таким то правилам, мои KPI упадут, если я тебе помогу так что - пока" =)
В общем доклад навел на 10к-другой полезных мыслей =) Прослушал с удовольствием наверно  и засчитал бы его в топ-3 по всей конференции)

После был обед в который ел и обсуждал с знакомыми людьми, что к чему и где-что было интересно)

После обеда были не особо интересны доклады, которые опять же слушал только местами и спокойно переваривал еду и полученную информацию.

После волны не особо интересных докладов, пошел слушать Григория Печенкина  об "Культурных различиях в IT", в общем-то обзорно прошлись по разным полюсам типа доверия\паранои, команда\лидер и т.д. Как обзорный доклад может и хорош, но какую-то финальную  мысль, кроме того, что вот мол бывает так и сяк я не особо уловил. Тролль-команда в лице Михаила Заборова из Custis`а и еще пара человек, задавала каверзные вопросы, чем слегка оживила его дискуссией в конце и показала наличие московской тролль-культуры =)

Параллельно чуть послушал Ольгу Павлову из UsabilityLab, которая успешно развенчивала мифы о том, что Hr`ы важны и нужны(от коих на конференции было минимум 3 доклада, на которых они активно рассказывали почему не надо искать самому, а надо юзать их способности ) и нужны и рассказывала, как самим набирать программистов, менеджеров и прочих итшных личностей. Помню, что было вполне интересно и докладчица рассказывала в меру живу и интересно и даже приводила свою собственную систему hr-стайл GTD по найму.

Перед кофе-брейком пошел слушать Асхата Уразбаева про этапы развития IT-организаций: от "своего" программиста внутри компании, до проектной и матричной структуры с сильной или слабой матрицей.

один из этапов развития
матричной структуры
Что рано или поздно наличие матрицы и оптимизация ресурсов приведет к занятости 1,5 землекопа на проект, что крайне не эффективно и итогом этого развития, как не странно видятся готовые самоорганизующиеся кросс-функциональные команды (Внезапно, да ?)) =)

Было интересно послушать, как некоторый такой экскурс в историю, увидеть и понять как оно идет в типичном аутсорсере.
И тлеяла надежда узнать, что же там - за следующем level up`ом, но она не оправдалась)

Сразу после доклада Асхата окружила толпа людей каждый из которых увидел себя на определенном этапе развития  и видимо хотел понять, как перейти на следующий, тоже 1 из топовых докладов по внутренним ощущениям по кумулятивной оценке новизна-интерес-качество выступления.

После кофе-брейка был мастер-класс Дмитрия Башакина о донесении обратной связи до подчиненных, разобрали, на первых участниках разобрали какие ошибки может совершить PM, что может ему помешать эту самую связь донести и вобще-то рассмотрели детально, что делать, чего спрашивать и чего и кому показывать=).

Но гораздо интереснее были вторые участники в качестве "провинившегося сотрудника" выступил 1 из участников мастер-класса которые был настроен жестоко повоевать, перебивал пма, мастерски отмазывался, не хотел давать никаких обещаний, переносил разговоры на потом и т.д. Cотрудник-тролль-звезда в одном лице заставлял заливатсья хохотом весь зал так мастерски он уходил от ответственности и ответов на вопросы)
В итоге сам Дмитрий Башакин хотел показать, как надо доставлять обратную связь, но был им успешно затроллен в том числе =)
После по горячим следам разгорелась мини-дискуссия о том, что чтоб сотрудник мог вести себя ТАК, он либо должен быть незаменим либо сразу же уволен)

Предпоследним слушал доклад Дмитрия Безуглого про лестницу работы с потребностями потребителей, в какие-то идеи этого доклада я видел еще на ЛАФ`е (Летний Аналитический Фестиваль) и потому информация не была для меня совершенно новой.
Дмитрий разрабатывает свой фреймворк для создания продуктов для потребителей на основе идей Design Thinking собственного опыта и т.д. Цель которого создавать такой продукт, который может не только показаться интересным потребителю на неделю чтоб поиграться и уйти к конкуренту, но и чтобы покрыть его скрытые потребности типа ощущения себя себя избранным от работы с вещью, а не только от выполнения ею базовых полезных функций.
Довольно тяжело сформулировать всю концепцию словами, но будем надеяться видео с конференции появится в ближайшем будущем. Думаю доклад был бы интересен product менеджерам.

Вместо последних докладов пошел слушать стендовый доклад Стаса Фомина об Humanized Software Development, единственное о чем я жалею на этой конференции - что не пошел слушать его раньше, а успел лишь на последнюю треть, т.к. себя Стас не записывал =).

Стас, как всегда жег в своей стиле - напрямую с  ноута, подрубленного к проектору. Рассказывал, как сделать разработку эффективной и удобной для программистов.
Что менеджер это такой чувак, который метет пол перед командой, чтоб она не вязла в грязи)
Рассказывал ужасные истории об приходе "эффективных менеджеров" из больших корпораций с их инструментами, и как целые команды разработчиков умирали до последнего человека)
О том. что работает и как измерять, что чтобы построить эффективный процесс он не должен быть бюрократизированным, в общем это надо слушать и видеть в живую)

Стиль Стаса не передать словами, это эдакая веселые откровения наполненный глубокомысленной философией =) Надеюсь, что когда нить я все таки наткнусь на полную версию его доклада и посмотрю =)

В общем было кого послушать, о чем подумать и где пожалеть, о том, что не смог разорваться на 3 части.
Из проблем конференции - довольно насыщенная программа, так что многие вопросы докладчику приходилось пропускать, т.к. было мало времени на ответы, думаю конференции без проблем могла бы растянуться на два дня с более расслабленным таймингом докладов и было б еще лучше =)

Спасибо, что дочитали до конца, удачного вам дня. Увидимся на следующей #spmconf !

среда, 16 ноября 2011 г.

Мини-отчет по #wudru.

В прошедшие выходные прошел World Usability Day по русски то-бишь wud.ru.

Прошло вполне себе живенько и в целом не плохо)
Заметил за собой, что не хотелось слушать всего лишь пару докладов - большое достижение для любой конференции)
Организационно устроились хорошо в принципе 1 большой класс + комнатка для мастер-классов - интересный формат, во время мастер классов в нее забивалось больше, чем нужно людей, поэтому она могла быть еще помельче =)

Первый доклад помню вобще плохо (искренее соболезную докладчику, т.к. все еще наверно сонные были пока пришли =)), ну и да ладно - не запомнилось - значит было не интересно =)

Юра Ветров рассказал ОЧЕНЬ быстро, я хоть в теме и до этого был про design thinking (т.к. участвовал в мастер-классе на ЛАФе) доклад было слушать довольно сложно, и думаю стороннему человеку услышавшему его в первый раз было б вобще не понятно о чем это.

Доклад Максима Ткачука вроде был и интересен хотя бы тем, что в нем был новый для меня экскурс в историю развития дизайна с его цвет-форма-добавочная стоимость).
Но решил, что в принципе лучше послушаю, как Дима Зимин и Мельников Владимир проведут свой мастер-класс по Design Thinking. В принципе их формат слегка отличался от того в чем уже участвовал ранее потому все равно было интересно освежить в памяти что, к чему и зачем. Шли бодро по таймеру и даже в меру понятно для участников, заодно заставили всех участников там еще и перезнакомиться, что несомненно тоже плюс) 


Убег от них на 4 шаге великой эпопеи изобретения телевиденья будущего, и ушел послушать Алишера Якупова из Одноклассников с его "Эффектом модерации". 


Алишер рассказывать умеет и видимо любит: весело, задорно с объяснением -  что и почему, и с прокачанным скиллом "Dress your numbers" прям, как по книжке про секреты презентации Джобса =) 
Рассказывал как создали игру-модерацию фоток с очками-деньгами, на покупку подарочков\сервисов "5+" и etc., что в итоге это дало еще больший положительный эффекта, т.к. модеры, что дали подарочки, в ответ тоже получали подарочки, т.к. подарки обязывали отвечать взаимностью - получался двойной профит - отмодеренные фотки и увеличение покупок подарков и сервисов, сливали они эти очки, через аукционы чтоб людям было на что их тратить + не было особой инфляции этой самой внутренней валюты, в общем один из полезнейших и интереснейших докладов был)


После Денси Бесков рассказывал о том, кто есть продукт менеджер, откуда он берется, что делает, и какими KPI измеряется и почему юзабелист хорошая кандидатура на его становление) С одной стороны он конечно слайды читал, за что самой презентации я бы сказал "ни зачет" =) С другой стороны тема участникам была интересна и потом вызывала много вопросов. Денис рассказал про широко известный в узких кругах "Pragmatic Marketing Framework" и что чтоб вырастить продукт менеджера говорят надо лет 10, но в принципе сам считает, что лет 3х достаточно) В общем тоже послушать интересно было) 


Потом был обед в результате которого пропустил доклад Стаса Фомина о чем жалею, т.к.вещи по всему собирался рассказывать интересные)  С обеда вернулся на Андрея Бибечева с Его "NUI(Natural User Interface)" было смешно и весело  вживую показывал интерфейс на Кинекте, листал слайды руками, показывал скелет человека, которым управлялся компьютер. Пытался голосом управлять но зафейлил, да и так смешно было =) За ними наверно будущее интерфейсов и думаю тема еще наберет популярность, но пока технологии не сильно развились еще можно расслабиться и не париться, над созданием гайдлайнов к Кинекту =)

После этого был Доклад Александра Бурта с философской тематикой о пользе ошибок, как для пользователей, так и самих юзабелистов, т.к. "на ошибках учатся и качаются" .
В принципе после доклада собрал свою аудиторию, как наверно противников, так и фанатов, да так что кофе не давали ему попить, но мысль была интересная, что почему то интерфейс в первую очередь делают под "дурака", а зачастую для профи уже нужен другой интерфейс, а "дурацкций" его расслабил и не дал прокачаться до про-уровня =)

Потом был доклад Маргариты Титовой про опыт использования удаленных пользователей(т.е. сервисов с ими ссамыми) для тестирования интерфейсов, слушал правда в пол-уха,т.к. иногда
бегал в зал мастер-классов послушать о чем там говорят: а там тоже говорили от "о дизайне, как маянезике" до "приорететы - `фичи` версус `простота`". У Маргариты, что понравилось доклад был о реальном опыте и с картинками из Большого Взрыва(как ни странно достаточно удачно подобранными) и хоть наверно и без откровений (а может и с ними, но я пропустил), но тоже интересный =)

Предпоследним был доклад Константина Кичинского про дизайн Windows Phone 7, как ни странно, хотя доклад и был так сказать "евангельский" наверно один из немногих докладов про действительно интерфейс и те или иные решения, к которым пришла команда разработки телефона по мере его эволюции. О том, как надо и как не надо делать приложения под виндовс-фон (хинт - айфоновский дизайн копировать не надо). Привел примеры как хорошо, и как плоха, и обьяснил почему это так. Думаю виндовс-фон тоже найдет своих любителей, как айфон с андройдами т.к. интересные идеи и решения у них есть. Самый "интерфейсный" доклад из всего потока, если так подумать =)


Последний доклад и афтерпати к сожалению пропустил, т.к. пришлось бежать по своим делам. 


Но в целом не жалею, что пошел и провел время с пользой =) В отличии от некоторых конференций, в которых уже удалось поучаствовать. 


Надеюсь увидеть всех вас в следующем году в тоже время в каком-нибудь месте =) 

воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Презентации, как Стив Джобс.

Как сделать вот такую презентацию.
Как-то так получилось, что добрался до чтения этой книги(Секреты презентаций Стива Джобса, Кармин Галло) только после смерти самого Джобса.

Ну что ж можно считать, что теперь его произведения и выступления будут ценится, как картины мертвых художников :)

Не буду пересказывать книгу, т.к. лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать =) Лучше сразу расскажу почему и чем она была интересна.

Почему книгу стоит прочитать
Как только вы поднялись на одну ступень со дна, 
ваша эффективность зависит от способности
 достигать умов других людей 
с помощью письменного и устного слова.
Питер Друкер
Мы можем не знать насколько сильно Стив Джобс влиял на сущность и удобство программ и устройств, которые производит эппл(кроме него там все таки работают и работали тысячи других инженеров\дизайнеров\менеджеров и т.д). 
Но по презентациям видно, что презентовать свой продукт и продавать его так хорошо, чтобы любителе бренда стояли в очередях и ждали его он умел. Даже Билл Гейтс и любой другой CEO за всю историю ИТ не был такой иконой, как Стив Джобс и дело не только в продуктах, дело в том как он преподносил себя и свою компанию.

Думаю и вам хочется, чтобы:
ваш продукт покупали 
или готовы были "купить" вас самих при собеседовании (умение договариваться уже практически требование в менеджерских и ИТ-вакансиях)   
или чтобы ваши идеи находили отзыв в сердцах коллег и клиентов,
или хотя бы уметь проще и понятнее донести свои мысли до окружающих. 

Почему если хоть один из этих вопросов вас волнует и вы еще не уверены, что способны сделать презентацию круче чем Джобс - то эта книга для вас.


Этот парень, что-то знает.
Что в книге хорошего
Интерес. 
Ее интересно читать, видно, что автор сам воспользовался теми советами, что приводил. Ее чтение идёт прямо, как захватывающее художественное произведение.
К примеру часть книг, что я читаю, приходиться планировать в стиле "прочитать еще 50 страниц из книги Х со страницы Y"(на самом деле), т.к. они довольно скучно изложены и хотя и полезны, но могут быть только вот таким поеданием слона по кусочкам.

Эта же книга - из "прочитать 100 страниц" превратилась в "все таки оторваться от нее и сделать остальные дела из списка" =)
Множество историй из жизни, сравнения с другими известными ораторами, даже черт возьми статистика используемых слов показывает, как и почему Джобс делал такие успешные презентации.В общем - цепляет!

Про позу тоже важно не забывать.
Полезные советы и четкая структура.
Как и реальная презентация книга идет по шагам, фактически позволяет вам процесс создания презентации вместе с ней:

  • задумка
  • планирование
  • подготовка и приукраска
  • выполнение
  • "holy shit" момент, когда пользователь понимает - вот она рыба моей мечты гениальность этой идеи!
  • получить удовольствие 

Выполнить - отрефлексировать и отточить - повторить - профит =)
Что, где и как - написано с примерами, цитатами, в общем вы гарантированно запомните, в книжке даже есть пример для 1го из пунктов - "как бы я написал отзыв на эту книгу". 
Отзыв мне понравился - сразу захотелось прочитать книгу, а потом скопировать в блог =)

Простой деревенский парень - Стив
Простая и понятная.
В общем-то книга тоже следует заветам Джобса.
Никаких экскурсов в историю когнитивной психологии, мудреных терминов -  все рассказано простыми человеческими словами)

Ну и финальная цель выступления и самой презентации обозначена просто = "have fun" - получайте удовольствие от процесса!

Так и я пожелаю вам получить удовольствие от книги и от ваших будущих презентаций, таких же успешных, как у Джобса =)

P.S.
Краткий пересказ в слайдах книжки можно увидеть тут: презентация на слайдшаре (на английском) 
Иди и прочти!