War, war never changes (c) Fallout
По совету товарища gaperton'a(Влад Балин) решил почитать "33 стратегии войны" Грина и Клаузевица "О Войне".
Интересное же чтиво скажу я вам: как-то до чтения книг на тему ведения боя и в следствии чтении книг по проектному управлению в отношении военных у меня складывалось довольно отрицательное мнение - мол медленная, твердолобая структура, где как написано по уставу (читай в спеках) так и надо делать, и вобще ватерфолл делался под них и вбирал от них эту жесткость и не изменность.
Но вот прочитав данные опусы я теперь вобще удивляюсь почему проджект менеджмент , как таковой не пришел к нам из армейских структур, т.к. по сути организованные армии и войны, которые они ведут - это есть суть мега-сложные проекты:
1) делаются большим количеством людей с противоречивыми мнениями чего им надо
2) ведутся с целью профита,
3) высокорисковее некуда
4) зачастую с использованием последних технологий и новейших методологий
5) тысячи стейкхолдеров (целые государства)
6) много топ-менеджмента
7) да и вобще военное дело вполне себе такой двигатель процессов
8) "любой другой эпитет применимый к софтверному проекту ..."
Трение
От Клацзевица помимо интересных мыслей, о том, что же такое война(хинт: крайне агрессивный способ достижения своих целей и просто одно из средств политики) и какое место она занимает в человеческой жизни\жизни государств и т.д. можно почерпнуть очень интересную мысль "трения".
Военная машина, как и вобще любая организованная деятельность есть механизм по достижению какой-то цели, и как и в любом механическом механизме в организации есть "трение" мешающее ему выполнять свою работу, трение - это все те мелкие неурядицы, непредсказанности, недодуманости, мискоммуникации и т.д., которые мешают работе системы.
Если бы не "трение", войны могли бы идти по плану, по бумаге:
полководец а: - ага, для нас лучшей стратегией было бы вот это: ******.
полководец б:- а мы бы могли отреагировать лучшим образом только, так ******.
полководец а: - в итоге по расчетам мы выигрываем, что бы вы не сделали!
полководец б: - ок, шах и мат, забирайте вот эту территорию - вы победили.
Маловероятно не правда ли ?)
И это трение не возникает в немногих местах механизма которые взаимодействуют, оно возникает повсеместно, во всей системе, и потому оно так страшно и неконтролируемо.
В армии, как и в ИТ, где много людей, и где многое может пойти не так, как задумано - "трение" - чудовищно по своим размерам. И задача генерала\руководителя\менеджера избавляться и противостоять этому трения: т.е. противопостовлять свои силы и дух и мозг, этому самому трению и вести войну\организацию к ее цели.
Помимо этого пункта и понятия, в книге еще рассказывается о морали, ведении за собой людей, о пользе и вреде создания "теорий" и "методологий" войны, что то же не плохо так пересекается с менеджментом и управлением, но эти аналогии неплохо раскрываются в следующей книге, потому здесь их опущу.
Борьба и противостояние
Жизнь - есть постоянное сражение: борьба, конфликты, противостояние себе, миру, коллегам, конкурентам, "ктоещетам" - ведь не поспоришь ?)
Что-то или кто-то мешает нам добиться своего, получить желаемое и вообще наслаждаться жизнью)
Знай своего врага %username%! (надеюсь это не ты сам, но даже если так - все равно знать надо).
И умей противостоять ему не как несмышленный и эмоциональный ребенок, а как логичный и проницательный стратег (от греческого - "Strategos" - полководец).
По сути своей на протяжении своего существования люди и цивилизации постоянно находиться в борьбе: за деньги, ресурсы, земли, влияние, красивых девушек и т.д. И если раньше война была открытой, кровавой и простой, то сейчас она перешла в изощренные противоcтояния: морали, хитрости, общественной поддержки и других "цивилизованных" вещей.
Знать, против кого и как бороться - единственный способ выживания.
Вот с какой-то такой мысли и начинается замечательная книга "33 стратегии войны".
Книжка длинная, но полезная. Доступна в аудиоформате, так что святое дело послушать ее когда занят чем-то не особо интеллектуальным типа ходьбы на работу.
Множество историй, притч и примеров раскрывают каждую стратегию с разных сторон, уж не понять ее практически ен возможно.
Кроме того, концентрация смысла вынесены в отдельные абзацы - "ключи к военным действиям"
Ее нельзя сопоставить исключительно с проджект менеджментом, как предыдущую книгу, ее можно сопоставить c жизнью во всем ее многообразии.
Борьба в обыденной жизни:
Первые (да и по сути все, собранные в книге) стратегии, не являются чем-то особенным или какой-то тайной, они просто расписаны в той форме, которая проникает в сознание и позволяет взглянуть на вещи со стороны битвы и войны.
Найди своих врагов, узнай кто твой недруг, кто проявляет к тебе враждебность и каким образом!
Какой-то человек может никак не реагировать на твои предложения, да и вобще не проявлять открытой враждебности(а в современном обществе - открытая враждебность чаще всего - неявное табу) или вобще быть вашим другом, чтобы уметь подойти поближе и знать, как побольнее ударить и тем не менее быть вашим врагом (хинт: enemy (враг)
происходит от латинского inimicus (не друг)).
Знаешь своего врага - можешь объявить ему войну.
Живи и воюй настоящим!
Мы склонны обращаться к прошлым победам, или презирая прошлые поражения мечтать о будущих победах, так вот прошлое - прошло, будущее - так и останется будущим. Откликайся и действуй в рамках настоящего.
Борьба - пучина хаоса и чувств. Нужно уметь отринутся от них и мыслить, как идеальный стратег, которые проявляет присутствие духа и ясность ума не смотря на то, что минуту назад бой был проигран, или сейчас он идет не лучшим образом.
Создай себе "территорию смерти". Знаменитое "выход из зоны комфорта", только тут предлагается радикальное решение - уничтожь зону комфорта, прижми себя к стене, сожги мосты, "выиграй или умри" - чтобы сделать все возможное и невозможное чтобы победить.
И продолжай в том же духе:
Создай свою армию и руководи ею единолично: сделай ее сопричастной общему делу, но не впадай в грех коллективного мышления. Генерал - он один и он ведет к цели, а остальные - советчики.
Распредели силы: контролируй хаос.
На войне, как я уже говорил есть "трение" - элементы изменчивости, семена хаоса. И важно уметь быстро реагировать и уметь приспособиться к новой ситуации. Разбей своё войско на группы, способные самостоятельно действовать и принимать решения, дай людям миссию и позволь ее выложить. (Вот он lean в действии, а я наивно думал, что это все Тайота ! =) )
Обрати войну в крестовый поход.
Вдохнови людей, что они сделают того, что еще никто не делал, пусть они победят ненавистного врага, неважно конкретный конкурент это или сам мир. Мы - герои и злодеи будут повержены.
Но надо не забывать здраво оценивать свои силы, кому нужна пиррова победа ? Может лучше обождать благоприятных условий ?
Контратакуй, хотя как известно "лучшая защита - нападение", но иногда имеет смысл подождать пока противник атакует первым: поставить себя в невыгодное положение, раскроется, покажет свои возможности и т.д. Вовлеките проивника в атаку, которая его ослабит.
Напугай противника - если ты выглядишь достаточно грозно и у противника нет определенности, что он победит он может не захотеть связываться и спасует.
Научись отступать, отступление перед сильным неприятелем - признак силы, а не слабости. Научись выигрывать драгоценное время, пусть даже с потерями, но это время даст возможность подумать, перегруппироваться и ударить с новыми силами.
Выигрывай войну, а не битву - ориентируйся на долгосрочную стратегию, пусть в кратко срочном периоде ты потерпел поражение, но исход битвы не важен, если война будет выиграна.
Разведай своего неприятеля, генерал(ы) противоположной стороны - такие же люди, как и ты у них есть недостатки, слабости, они могут быть торопливы или медлительны. Зная, как он будет действовать ты будешь знать, что ему противопоставить и как он отреагирует на твои действия.
Будь стремителен, мир по большей части населен нерешительными и медлительными людьми, которые могут долго думать прежде чем принять решение, способность принять быстрое решение и исполнить его - путь к власти. Ударив первым пока противник еще не готов ошарашит его и заставить нервничать и ошибаться.
Управляйте и форсируйте событиями, если инициатива в руках противника - он может сделать, что-то не предусмотренное, неожиданное от чего вы не защититесь. Управляйте им - оставляйте противнику только выгодные вам ходы, храните инициативу в своих руках.
Знай где ударить: бей по болевым точкам, у любого человека есть источник его силы - то, что питает его, то что он любит и леелет, то что он бережет. Изучи своего противника, узнай что и где это и ударь в эту "точку". В следующий раз противник крепко подумает а стоило ли оно того.
И так далее ...
Итого
Эти кратенькие обзоры - лишь малюсенькая квинтэссенция опыта и мудрости книги, где-то в ней есть и такие устоявшиеся стратегии, как "разделяй и властвуй", так и грязные приемы типа "войди в доверие и разрушь врага изнутри", "сделай вид, что работаешь на общее дело, а продвигай свои интересы" и просто "сей панику и неуверенность, создавай цепную реакцию - стратегия террора".
Так, что прочитав не пожалеете, и подумаете, чтобы пора бы применить в повседневной жизни. И будем надеяться нам с вами не придеться быть врагами)
Да и даже если, вы считаете, что оно вам не надо и мир строится на согласии, конструктиве и win-win`е, то все равно прочитайте - "кто предупрежден - тот вооружен", не зря ведь придумали)
Управление проектами не пришел к нам из армейских структур, т.к. если генералы и его армия находятся в состоянии мира очень быстро деградирует. А войны это относительно краткосрочные проекты (конечно в истории есть много исключений). Еще одно важное условие, необходимо воевать с равным или сильнейшим. Можно сделать вывод, чтоб не деградировать необходимо всегда воевать (читай находить врагов).
ОтветитьУдалитьПару вещей напомнило:
ОтветитьУдалить1) Похоже на Джобса и его модель управления Эпплом.
2) "Распредели силы: контролируй хаос." - отличие игр-стратегий от реальной жизни в том что будучи игроком надо строить туалеты, ракеты, управлять каждым солдатом и т.п. То есть никакого контроля над хаосом
@crazy_ivan в играх - легче, на то они и игры) хаос в них создает противоборствующая сторона) а в реальной жизни - хаос создают все =)
ОтветитьУдалить