четверг, 5 апреля 2012 г.

Прочитал "Eric Sink on the Business of Software"

Амазон


Довольно интересная книга - рассказывает, как развивать бизнес по разработке По(в данном случае массового, а не заказного). Думаю, было бы полезно всем тем, кто хочет делать свой стартап\уже пилит его по ночам\планирует написать новый веб-сервис или айфон-приложение)
Я почерпнул из нее некоторые основы финансового учета, маркетинговые концепции типа loss leader и еще пару-тройку полезных фактов и мыслей по схожим темам.

Эрик имеет свой бизнесс и пишет исключительно о своем опыте. Некоторые моменты довольно сильно привязаны к области его деятельности и проблематике, но узнать, с чем придется столкнуться во время своего свободного плаванья в мире предпринимательства, будет полезно.

Хотя автор книги и занимается десктопным софтом (в частности разрабатывает систему управлению версиям, да-да не все пользуются git`ом и svn`ом =)), но его советы касаются достаточно общих вопросов предпринимательства, работы с людьми, маркетинга и продаж.

Если б я в свое время не читал "Четыре шага к озарению" и прочие ..., то эта книга кардинально бы раскрыла для меня многие моменты, а так она позволила мне еще глубже понять, что разработать и придумать продукт - это 20-30% работы, а найти для него аудиторию и продать - все 70-80%.

Лишь четверть книги уделена непосредственно предпринимательство и выбору правильной ниши, не слишком маленькой, чтоб выйти на окупаемость и приличный доход и не слишком большой, чтоб не пришлось конкурировать с гигантами, которые увидеть жирный кусок пирога будут готовы раздавить вас, чтоб подмять его.

Поэтому автор советует не соваться в те области, где объем рынка достаточно велик, чтоб заинтересовать Микрософт, Оракл и другие крупные фирмы. Что кажется контр-интуитивным, но несет немалую долю смысла =).

Секция предпринимательства начинается так :
Автор предлагает начать с таких простых вещей: как оценка - а потянешь ли ты ?) А что делать если дело прогорит ? Есть ли запасной план ?
Посчитать насколько большой рынок ты пытаешься захватить\создать, поделить это на  5-10 раз, т.к. все равно ошибешься. Потом посчитать во сколько обойдется создание первоначальной версии хотя бы на первый год, учитывая ВСЕ мелочи(даже кофе, телефон, не говоря уже об арендной плате) и соответственно подвести баланс, сколько денег ты ПОТЕРЯЕШЬ за первый год( и это еще хорошо, если зарплату никому не надо платить, себе ведь можно платить - 0), т.к. скорее всего дохода не будет, или он будут очень мизерный.

Потом идет секция бухгатерского учета для гиков) Что такое Income statement\Cash Flow Statement \какой должен быть Profit Margin (читал в оригинале, потому не знаю русских аналогов).

Автор начинал свою компанию  в одиночку  (в параллели с основным бизнесом) и заваливает ее, переоценив рынок и переоценив насколько полезна "Отличительная особенность" продукта от другого похожего софта (он писал солитер, который всегда можно выиграть).
В общем, совершил кучу ошибок)
Автор удивляется, как можно стать довольно успешным, как он, совершив СТОЛЬКО ошибок) И тут же говорит - совершайте их побольше)

Вторая часть, как я уже говорил про подбор сотрудников: там рассказывается, как выбирать разработчиков( а не "программистов" и "кодеров"), которые могут решить большее количество проблем и не прочь замарать свои руки тем, что нужно бизнесу, а не разговорами "я не продаю\общаюсь с пользователями\занимаюсь исследованием рынка\и т.д.". Звездный программист не всегда лучший работник для вашей компании.

Рассказывает он и о том, как набирать продавцов и что это должны быть за люди. Не буду пересказывать всю книгу, а то вы ведь не станете ее читать)

Ну и соответственно 3я и 4я четверть повествуют о маркетинге и продажах. О том, как найти свою нишу, о поиске проблемы и идеи для ее решения. О том, что в сущности технология - очень малая часть решения той или иной проблемы. Как провалидировать свою идею, как оценить, сколько времени она займет, как понять, кто будет ее покупать и нужен ли тот, кто ее будет продавать. О том как выбирать конкурентов, и о том, что отсутствие конкурентов - ОЧЕНЬ плохой знак. Естественно, не обошлось без упоминания и о пропасти между энтузиазистами и прагматиками\консерваторами. О том, как выбрать технологическую платформу и почему это решение с точки зрения бизнеса, а не вашего личного предпочтения.

Кроме того рассказывается о том, как ходить на конференции\торговые выставки в выбранной  области, как оформлять стенды("выйграй айпад" особо популярно в последнее время =)), как заказывать рекламу в журналах и интернете.
Естественно к этому прилагаются советы по продажам, ценообразованию и т.д.

В общем этакий "how to о создании бизнеса по разработке софта за 10 простых шагов", думаю поможет всем, кто завязан в нашей Ит-шной области, чтоб понимать, чем занимается он сам или его коллеги.
Скорее всего кому-то вроде продакт менеджера в достаточно крупной компании типа  Abbyy\Parallels`а данная книга ничего не расскажет.
Зато она написана в достаточно интересном и ироничном стиле с кучей метафор, что даже прожженный продажник поймет, что такое разработка софта, а бородатый программист поймет зачем нужны маркетинг и продажи и "чем занимается эта куча менеджеров, вот программисты то понятно, чем занимаются" (ц) цитата коллеги, из моего прошлого =) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий