воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Предпренимательство по научному!(отзыв на Lean Startup)

Amazon

"There is surely nothing  quite 
so useless as doing with 
great efficiency what should 
not be done at all." 
Peter Drucker 

Обязательное чтение для каждого, в ком есть кроха предпринимательской крови =)
Если еще лет 20-30 назад предпринимательство и инновации считались искусством, то сейчас - это четкий научный процесс с метриками, опытами и всем таким) И чтобы стать Стивом Джобсом не надо быть гением со звездой во лбу, а следовать простым и понятным принципам.
Что это за правила и откуда берется планомерный процесс создания нового бизнеса расскажет Эрик Райс в своей книге "Lean Startup".
Имхо, по полезности она граничит или даже равна "4 шагам к озарению", которая тоже затесалась в мой личный топ книг)

В чем суть любого стартапа (да и вобще начинающегося бизнеса) -  в том, чтобы найти проблему, которую нужно решить, клиентов, у которых есть эта проблема, и попутно создать новую бизнес модель(т.е. ПОВТОРЯЕМЫЙ процесс зарабатывания денег)
.
Так как заранее не известно, кто станет вашими клиентами, какую проблему надо для них решить и каким образом, то основная задача стартапа - выяснить эти 3 неизвестные.
Т.е. стартап - это процесс поиска потребителей и их проблем, и эффективность его равна тому, с какой скоростью он может обучаться, предлагать гипотезы потребителей\проблем\решений, проверять и опровергать их. Фактически это исследовательская организация и настоящий "выхлоп" стартапа - это знания.

А для этого традиционные средства управления и менеджмента заточены очень плохо, и методологий, как исследовать новые бизнес модели - нет.Традиционный метод ученых - раздать гранты и надеяться, что один из них "выстрелит", -  ну очеееееень хлипкий и не подходит для такой ситуации.
Так что, правильный путь стартапа - это процесс создания "подтвержденного знания" (validated learning), через который предпрениматели смогут научиться создавать долгоживущую бизнес модель. Этот процесс отличается от учебы через fail`ы, которая жутко дорогая и не эффективная.

Стартапам нужен свой Build-Test(Measure)-RefactorLearn процесс, и свой continius integration  feedback(ура, инженерный практики идут в предпренимательство! =)), для получения постоянного обратной связи от клиентов и рынка. Анализируя информацию от рынка, надо решать продолжать ли с этой идеей или "свернуть в сторону"(pivot).

"Свернуть" можно по разному: расширить область решаемой проблемы, сузить ее, сменить сегмент клиентов,  платформу или технологию разработки и т .д. Не смог свернуть в ключевой момент, т.к. "на эту идею уже затрачено столько усилий", - вылетел в банкротство) Продолжительность жизни стартапа вобще равна тому на сколько "сворачиваний" хватит финансов) Стартап начинает с бизнес-модели -  "пробовать гипотезы и ошибаться до тех пор, пока не найдется рабочая бизнес-модель" =)

Кроме того, Эрик расскажет вам какие действительно должны быть метрики у стартапа. Растущая база пользователей - фигня! Вы же не способны купить себе и агамбургера с доходов от нескольких зарегистрированных пользователей ? Большинство стартапов гоняться именно за "тщеславными показателями" (vanity metrics) [черт-побери, я работаю в таком =)], для которых видимый прогресс в этих метриках - показатель успеха, не смотря на то, что платящая пользовательская база как была в районе 0-1% так и остается =) Эти метрики не показывают насколько удачно на самом деле работает стартап, успешно ли он обучается и близок ли он к своей цели - созданию повторяемого и растущего бизнеса.

Именно поэтому надо применять концепции "MVP"(minimal viable product) и концепцию малых очередей - сделать что-то и сразу проверить, а есть ли у этого покупатель, и готовы ли клиенты за эту фичу покупать про-аккаунты\оформлять подписки на сервисы.
Вполне может оказаться, что многие ваши предположения по поводу потребностей клиентов - ошибочны(так, например, оказалось в стартапе самого Эрика  - "IMVU"), и пользователи не будут готовы платить, пока вы не найдете этот самый value.

Именно это и есть "Lean Thinking", примененное к стартапу, - максимально быстрое обучение c быстрым избавлением от мусора(не подтвержденных и не работающих идей).

Если вам кажется, что это работает только в ИТ - это не так. Это работает даже в некоммерческих организациях, направленных на благотворительность. В книге есть множество примеров применения принципов Lean Startup для разных сфер деятельности и направлений .

Суммарно все эти принципы можно свести к пяти шагам:
1) Все что делает стартап - это обучение, создайте процесс обучения
2) Постройте MVP
3) Не тратьте энергию\ресурсы на ненужную деятельность - презентации\расширения рынка и т.д.
4) Проверьте свой продукт, войдите в цикл "build, measure, learn".
5) И будьте готовы свернуть =)

Идеи, изложенные в этой книге, подходят как стартапам, так и крупным фирмам, которые хотят не отставать на волне инноваций. Например, интересен кейс с Intuit(.com), который поставил себе цель "быть инновационным" и завел себе метрику "доход, который получен от продуктов  созданных менее года назад" и преуспел в этом направлении.

В общем книжка читается на одном дыхании и вызывает забавное и приятное чувство - "надо побежать и применить все, что запомнил пока в голове еще свежо". 

2 комментария:

  1. Хороший обзор. Надо будет почитать. Интересно, а то что цена на Kindle edition выше, чем на бумагу, это новый тренд?

    ОтветитьУдалить
  2. Я из нее вычитал про еще кучу интресных книжек, щас вот Innovator`s dilemma читаю, про то как новые технологии и новые фирмы убивают старые, работающие на устоявшихся технологиях.

    ОтветитьУдалить